Альбомы тексты и переводы песен
 
Сайты друзей
1-Bleach 1989
2-Nevermind 1991
3-Incesticide 1992
4-In Utero 1993
5-Unplugged In New York 1994
6-Rarities
История группы Nirvana
Статьи и интервью
Дневники
Цитаты Курта Кобейна
Предсмертаня записка Кобейна
Pro Гранж
In Utero


Для записи альбома 1993 года «In Utero», группа приглашает продюсера Стива Альбини, уже получившего некоторую известность своей работой над альбомом «Surfer Rosa» Pixies. Студийные сессии с Альбини были короткими, но насыщенными: исходный материал альбома был записан и сведён в течение двух недель. Результат, сильно отличающийся от месяцев работы над «Nevermind».

«Nevermind» получил признание у аудитории, которая в большинстве своём не имела понятия о тех альтернативных, неизвестных и экспериментальных музыкантах, которых Nirvana считала своими предшественниками. Поэтому приглашение Альбини выглядит хорошо обдуманным ходом участников Nirvana, желающих, чтобы альбом звучал грубо, сыро и без излишней обработки. К примеру, в одной из песен на «In Utero» слышится продолжительный резкий звук фидбэка. Песня иронично названа «Radio Friendly Unit Shifter» (русск. Альбом, звучащий на всех радиоволнах). (В американской радиоиндустрии «radio-friendly unit shifter» называют «идеальный» альбом: подходящий для того, чтобы его часто ставить в эфир, и продающийся максимально большим числом экземпляров, то есть «единиц», или «unit»). Кобейн подчёркивал, что звучание Альбини как раз то, о котором он всегда мечтал: «натуральный» саунд без излишних наложений и студийных эффектов[14]

Выходу альбома предшествовало множество слухов. В некоторых журналах напечатали информацию, что руководство DGC не удовлетворено записанным материалом и может отказаться выпускать альбом. В результате поклонники решили, что на свободное творчество группы влияют боссы лейбла.[15] И, хотя слухи об отказе DGC выпускать альбом были неправдой, группа была не согласна с некоторыми музыкальными решениями Альбини. Особенно тем, что, как они считали, Альбини слишком приглушил низкие частоты [16]. Также Кобейн считал, что «Heart-Shaped Box» и «All Apologies» не звучат «идеально»[17]. Долгое время продюсировавший R.E.M. Скотт Литт был приглашён для сведения этих двух песен. В результате были добавлены дополнительные инструменты и бэк-вокал. Литт также свёл песню «Pennyroyal Tea», но на альбоме было решено оставить версию Альбини. DGC позже планировали выпустить сингл с версией Литта. Альбом сменил два названия, прежде чем группа остановилась на «In Utero», словах из стихотворения Кортни Лав (их случайно увидел Курт, и они ему понравились). Первое название было «I Hate Myself And I Want To Die» (русск. Я ненавижу себя и хочу умереть). Это была стандартная шутка Кобейна, которой он отвечал на вопрос «Как дела?». Но Крис Новоселич был против: «Ребята будут совершать самоубийства, и нас привлекут к суду» — и название было отвергнуто. Следующим вариантом были слова «Verse Chorus Verse» (русск. Припев Куплет Припев), которые иронизировали по поводу стандартной схемы создания поп-песен. Но группа решила остановиться на названии «In Utero».

При выпуске альбома группа столкнулась с корпоративной цензурой. Крупные торговые сети Kmart и Wal-Mart отказались продавать альбом, содержащий песню с названием «Rape Me» и сделанный Куртом коллаж на обложке, изображающий пластмассовый утробный плод. Такой продукт слишком противоречил вкусам консервативных семейных покупателей. Группа решает пойти навстречу сетям и выпускает версию альбома с нейтральной обложкой и изменённым названием «Rape Me» на «Waif me» (русск. выбрось меня). Впрочем, само звучание альбома ничем не отличалось от его адаптированной версии, кроме того, что «Pennyroyal Tea» было записано в версии Литта. Когда Курта спросили, для кого предназначена откорректированная версия альбома, он ответил, что она пригодится тем, кто живёт в маленьких городках, и которые, в отсутствие независимых музыкальных магазинов, вынуждены покупать музыку в Kmart[18].

Хотя сингл «Heart-Shaped Box» получал хвалебные отзывы на альтернативном и обычном радио, а сам «In Utero» занял первую строчку хит-парада «Billboard», альбом не достиг успеха «Nevermind». Когда группа отправилась по США в гастроли в поддержку «In Utero», их первое большое турне по США после успеха «Smells Like Teen Spirit», она регулярно выступала в полузаполненных залах. Сказывалась недостаточная информационная поддержка гастролей. Для проведения турне Nirvana пригласила в качестве второго ритм-гитариста Пэта Смира из панк-группы The Germs и виолончелистку Лори Голдстон из сиэтловского оркестра Black Cat.


В начале 1994 года, группа отправляется на гастроли в Европу. Хотя турне началось хорошо, выступления становились менее энергичными, Курт выглядел уставшим во время шоу, особенно во время концертов в Италии. После концерта 1 марта в зале «Terminal Eins» в Мюнхене, Кобейн заболевает бронхитом и тяжёлым ларингитом. Группа откладывает оставшиеся ей 32 концерта. Крис вылетает в Сиэтл, а Дэйв — в Берлин. 2 марта Кобейн и Смир приезжают в Рим, и в тот же день въезжают в отель «Excelsior». 3 марта из Лондона к Курту прилетает Кортни с дочерью. А утром 4 марта Кортни находит Кобейна без сознания, и его отвозят в больницу. Как выяснилось позже, Курт принял 50 таблеток транквилизатора Рогипнола и большую дозу алкоголя. Гастроли отменяется окончательно, а руководство GME заявляет о несчастном случае, хотя всем ясно, что произошла попытка самоубийства.

В последующие недели давнее пристрастие Кобейна к героину вновь дало о себе знать. Близкие Кобейну люди решают провести сеанс психотерапии, под руководством доктора Стивена Чартофа из Калифорнии. 25 марта Кортни, Крис, Пэт Смир, старый друг Курта Дилан Карлсон, а также Джон Сильва, Дэнни Голдберг и Дженет Биллиг из GME приняли участие в сеансе психотерапии. Один за другим они угрожали Курту бросить его или перестать с ним сотрудничать. В течение всех пяти часов, что продолжался сеанс, Курт сидел с отсутствующим видом. Сеанс не принёс результата. От услуг Чартофа было решено отказаться, и Кортни убеждает Курта пройти курс лечения в реабилитационной клинике «Exodus»[19]. Через несколько дней Кобейн согласился отправиться в реабилитационную клинику в Марина-дель-Рей (штат Калифорния); однако тут же передумал, и Hовоселичу пришлось затаскивать его в ожидающий лимузин. Программа реабилитации Кобейна продлилась всего два дня. Курт Кобейн сбежал из клиники и вернулся в Сиэтл[20]. В пятницу, в 7:00, 8 апреля 1994 года, Кобейна обнаруживают мёртвым в его доме, в Сиэтле: официально считается, что он выстрелил себе в рот из 20-калиберного дробовика Ремингтона 11 модели; согласно экспертизе смерть наступила 5 апреля.


После смерти Курта Кобейна

Несколько альбомов Nirvana были выпущены уже после смерти Кобейна. Первый из них появился 1 ноября 1994 года. Это был записанный за год до даты выпуска (18 ноября 1993) «MTV Unplugged in New York» (русск. Акустическое выступление в Нью-Йорке на MTV). На выступление были приглашены участники группы Meat Puppets. Было сыграно большое количество кавер-версий песен таких исполнителей, как Meat Puppets, Лидбелли, The Vaselines и Дэвид Боуи.

Через две недели после выхода «Unplugged in New York» был выпущен видео-сборник выступлений Nirvana под названием «Live! Tonight! Sold Out!!». Курт сам отбирал значительную часть видеоматериала для сборника. На сборник вошли такие кадры, как эпизод драки с охранником во время техасского концерта в октябре 1991 и запись выступления группы на фестивале «Hollywood Rock Festival» в Рио-де-Жанейро в январе 1993, во время которого участники группы Nirvana были одеты в женские платья.

Почти сразу после смерти Курта Крис и Дэйв намеревались в память о лидере группы выпустить альбом с концертными записями трёх десятков песен. Но были вынуждены отменить своё решение, так как не нашли тогда в себе сил работать с записями Курта и сознавать, что уже никогда не услышат его живьём[21]. Диск с записями живых выступлений группы всё-таки увидел свет. В октябре 1996 года он вышел под названием «From the Muddy Banks of the Wishkah» (русск. С грязных берегов реки Вишка; Вишка — река в штате Вашингтон, под мостом которой Курт Кобейн жил некоторое время после того, как бросил школу).

В августе 1997 на сайте Wall of Sound появилась информация, что Грол и Новоселич работают над выпуском бокс-сета, в котором будут собраны раритетные записи Nirvana[22]. Четыре года спустя Крис и Дэйв объявили, что бокс-сет полностью готов и выйдет в сентябре. Его выпуск будет приурочен к десятилетию выхода альбома «Nevermind». Однако, перед самой датой выхода, Кортни Лав добилась судебного запрета на выпуск бокс-сета и подала в суд на Новоселича и Грола, обвинив их в незаконном использовании наследия Курта. Начались затяжные судебные тяжбы за право владения музыкальным наследием Курта Кобейна, продлившиеся более года[23].

Основной спор разгорелся вокруг неизданной ранее песни «You Know You're Right». Это была последняя студийная работа группы. Грол и Новоселич хотели включить её в бокс-сет, тем самым выпустив все раритетные записи за один раз. Лав оспорила это желание, заявив, что эта песня важнее записей, обычно называемых раритетными, и её следует издать на сборнике лучших песен группы. После более чем года судебных споров стороны договорились до компромиссного решения: не откладывая, выпустить диск с лучшими песнями группы (включая и «You Know You’re Right»). Диск назывался просто — «Nirvana». В ответ Лав согласилась отдать кассету с записями Кобейна для использования материала в бокс-сете.

Впервые поклонники «Nirvana» смогли услышать песню «You Know You’re Right» в начале 1995, когда Лав и её группа «Hole» исполнили свою версию этой песни на своём концерте «MTV Unplugged». Название песни было изменено на «You’ve Got No Right». Черновой вариант этой песни, исполненный Nirvana 23 октября 1993 года на концерте в чикагском зале «Aragon Ballroom», существовал в пиратской записи в конце 1993. Последующие годы слухи о существовании студийного варианта постоянно циркулировали в среде поклонников. Первым официальным подтверждением существования студийной записи был показанный в телевизионной передаче «Access Hollywood» 10-ти секундный клип на эту песню, прозвучавший как часть интервью с Лав. В мае 2002 неизвестный источник выложил в Интернет несколько более длинных записей клипа, пообещав, что скоро выложит песню целиком. Однако, испугавшись преследования за незаконное распространение объекта авторского права, источник обещание не выполнил. В сентябре 2002 года, когда судебная тяжба Кортни с Крисом и Дэйвом уже близилась к завершению, всего за несколько дней до анонса сборника «Nirvana», неожиданно появился полный вариант песни. Студийная версия оказалась достаточно плохо записанной, а текст песни — очевидно незаконченным. Несмотря на это, песня стала одной из наиболее часто звучащих в эфире радиостанций альтернативной музыки в 2002 и 2003 годах.

Сборник «Nirvana» вышел 29 октября 2002. Помимо песни «You Know You're Right», в альбом были включены хиты со всех трёх студийных альбомов. Сразу после выхода альбома поклонники группы стали выказывать недовольство подборкой песен. Например, песня «Sappy» (выпущенная ранее, как «Verse Chorus Verse») не попала на альбом, хотя сразу после смерти Кобейна не сходила с эфира американских радиостанций. Поклонники не из США были недовольны включением акустической версии «All Apologies» и электрической версии «About a Girl» с альбома «Bleach» (акустическая версия этой песни из «Unplugged in New York» была очень популярна, начиная с 1994 года). Также вызвало удивление поклонников отсутствие таких хитов, как «Love Buzz», «Drain You», «Aneurysm» и «Where Did You Sleep Last Night?» (позже некоторые из них были включены в региональные издания альбома, выпущенные за пределами США).

Бокс-сет «With the Lights Out» был выпущен в ноябре 2004. Собрание включало в себя множество ранних демо-записей Кобейна, съёмок репетиций и записей живых выступлений из разных периодов истории группы. Серьёзных поклонников творчества «Nirvana» заинтересовали неоконченные студийные записи песен «Old Age» и «Verse Chorus Verse» (отличается от «Sappy»), записанные во время работы над альбомом «Nevermind». Другой примечательной записью стало акустическое исполнение Кобейном песни «Do Re Mi».

Избранные композиции бокс-сета были выпущены под названием «Sliver: The Best of the Box» осенью 2005 года. Компакт-диск содержал девятнадцать композиций из бокс-сета и три ранее неизданных записи, включая версию песни «Spank Thru» с демо-записи 1985 года проекта Курта Fecal Matter. Журнал «Rolling Stone» утверждал, что дочь Кобейна, Френсис Бин, помогала в оформлении обложки диска и подборе песен[24].

В интервью Джиму Дерогатису[25] от 2002 года, Лав рассказала о бесчисленных записях репетиций, демо- и просто домашних записей (множество которых Курт делал прямо в собственной спальне), оставшихся после смерти Кобейна. Например, четырёхдорожечная версия «Do Re Mi», записанная с Куртом на барабанах, Пэтом Смиром на гитаре и Эриком Эрландсоном на басу. Возможно, многое осталось в тех архивах и дожидается издания.


После Nirvanа

После распада группы Крис Новоселич и Дэйв Грол не оставили музыкальную деятельность. Через некоторое время после смерти Кобейна Грол сделал несколько демо-записей, позже ставших дебютным альбомом его новой группы Foo Fighters. К 2006 году Foo Fighters успели выпустить пять коммерчески успешных альбомов. На альбоме 2005 года «In Your Honor» присутствует песня «Friend of a Friend» о его первом знакомстве с Кобейном и Новоселичем, которую Грол написал в 1990 году.

Помимо Foo Fighters Грол был барабанщиком в таких группах, как Tom Petty and the Heartbreakers, Mike Watt, Queens of the Stone Age, Tenacious D, Nine Inch Nails, Garbage, Killing Joke и Cat Power. Под именем Probot он записал альбом в стиле хеви-метал, на котором перепел множество своих любимых исполнителей начала 80-х.

После смерти Кобейна Крис Новоселич создал группу Sweet 75. Позже, вместе с Куртом Кирквудом из Meat Puppets и Бадом Гафом из Sublime он основал группу Eyes Adrift. Он также выступил на единственном концерте просуществовавшей всего один день No WTO Combo с Кимом Тайилом из Soundgarden и Джелло Биафрой из Dead Kennedys. Они случайно встретились на акциях протеста на встрече ВТО в 1999. Кроме этого, Новоселич сыграл партию бас-гитары в песне Джонни Кэша на альбоме 1996 года «Twisted Willie», посвящённом Вилли Нельсону. Также он играл на органе фарфиза в песне «Against the 70s» на альбоме 1995 Майка Ватта под названием «Ball-Hog or Tugboat?».

Кроме того, Новоселич стал политическим активистом, основав комитет JAMPAC для защиты прав музыкантов. В 2004 году он выпустил книгу под названием «Of Grunge and Government: Let’s Fix This Broken Democracy», в которой он пишет о своём музыкальном прошлом и политическом настоящем. Во время президентской кампании 2004 Грол и Новоселич вместе появляются на сцене во время концерта в поддержку кандидата от демократов Джона Керри.

Хотя история Nirvana так неожиданно прервалась после финального концерта в Мюнхене, оставшиеся участники группы (включая Пэта Смира) ещё раз собирались вместе, для последнего выступления. В 1997 году в конце выступления Foo Fighters на фестивале «Bumbershoot» в Сиэтле, Дэйв Грол неожиданно сел за барабаны. На сцене появился Крис Новоселич с бас-гитарой. Трио исполнило песню Принса «Purple Rain» и ледзеппелиновскую «Communication Breakdown». Это краткое выступление было выражением признательности Сиэтлу и всем поклонникам группы Nirvana.


Кортни Лав и лицензии

13 апреля 2006 года Лав объявила о своём решении продать за 50 миллионов американских долларов двадцать пять процентов из принадлежащих ей песен Nirvana. Покупателем стал Ларри Местель, бывший исполнительный директор Virgin Records и нынешний глава издательства «Primary Wave Music Publishing». Так как Лав владела 97 процентами каталога песен группы, сделка означала, что Местель становился владельцем прав на значительно большее число песен, чем Новоселич и Грол вместе взятые.

Чтобы предупредить беспокойство поклонников по поводу коммерциализации наследия группы, считающейся независимой, Лав обратилась к поклонникам с заверениями, что права на музыку не будут просто проданы тому, кто даст бо?льшую цену. В своём обращении Лав написала: «Мы останемся верными духу Nirvana и будем очень разборчивыми при передаче музыки в новые руки» [