Альбомы тексты и переводы песен
 
Сайты друзей
1-Bleach 1989
2-Nevermind 1991
3-Incesticide 1992
4-In Utero 1993
5-Unplugged In New York 1994
6-Rarities
История группы Nirvana
Статьи и интервью
Дневники
Цитаты Курта Кобейна
Предсмертаня записка Кобейна
Pro Гранж
Гранж примечателен уже тем, что не привнес ничего инновационного в музыку, и тем не менее считается самостоятельным стилем. Мелодичные хрипловатые напевы, то яростный, то апатично-пульсирующий темп, саунд «гранжа» в общих чертах – напоминает гибрид Beatles и Black Sabbath. Большинство известных гранж-групп могли бы с равным успехом существовать и в 70-ые годы. Очевидно, что секрет популярности гитарного рока из Сиэтла находится вне поля музыкального новаторства. Гранж появился в момент глобального политического вакуума. Конфликт между Западом и Востоком казался исчерпаным, молодёжь обратилась к личным проблемам и неврозам. Поп-музыка тех лет звучала стерильно и искусственно, в моде было разнузданное позёрство, аляповатый шик и кокаин. В этом смысле «гранж» был явлением прямо противоположным. На подмостках бесновались простые парни в драных джинсах и клетчатых байковых рубашках и пели мелодичные рок-баллады о ненависти и разочаровании. Пели неравнодушно, чем выгодно отличались от мэйнстрима, но избегали при этом, в отличии от панков, какой-либо социальной или политической аргументации.

Зародился «гранж», как известно, в Сиэтле, на севере западного побережья США. В поп-культурном отношении Сиэтл считался «медвежьим углом». Если не считать, что в городе долгое время жил и похоронен Джимми Хендрикс, то за исключением нескольких хэви-метал и панк-коллективов какой-либо музыкальной традиции в Сиэтле отродясь не было. Культурная жизнь Сиэтла 80-х – ориентировалась на зажиточных буржуа. Альтернативно мыслящие молодые музыканты по традиции бежали от этой тоски в соседний канадский Ванкувер. Те, кто остались где-то к середине 80-х принялись активно скрещивать панк и метал, приправляя энергичную смесь поп-мелодиями. В «догранжевой» тусовке оказались Green River, Melvins и Soundgarden. «Всё было тогда ещё очень прилично и невинно», – вспоминает ударник Soundgarden Мэтт Камерон, - «На гастроли выезжали в лучшем случае не дальше Ванкувера или Портлэнда». В туманном Альбионе примерно в это же время зарождается местный аналог «гранжа», прославившийся под необычным названием ”shoegazing”, что означает «уставиться взглядом на собственные ботинки». Именно в пол сцены глядели, исполняя свои тягучие, медитативные рок-композиции музыканты таких группы как Ride, Swervedriver, Curve; Chapterhouse или Slowdive. В начале 90-х «шугейзинг» исчез, уступив напору брит-попа с одной стороны и американского гранжа с другой.

В Сиэтле, в 86-м году выходец из Чикаго Брюс Пэвитт на одолженные деньги сколотил независимую фирму грамзаписи Sub Pop. Точно так же назывался панковский фэнзин, который он издавал раньше. В 89-м году на Sub Pop появляются дебютные альбомы Нирваны и TAD – гневные и лиричные. Неожиданно, без всякой рекламной раскрутки, локальный лейбл замечает международная музыкальная пресса. Немецкий журнал SPEX объявляет Sub Pop лейблом года. Глобальный прорыв сиэтлской гитарной альтернативы и одновременно её коммерческая абсорбция начинаются в ноябре 91-го, когда легендарный альбом Нирваны ”Nevermind” очутился на вершине хит-парадов Америки и Европы, попал в горячую ротацию музканалов и приобрел платиновый статус.

Коммерческий успех похоронил альтернативную идею. Противопоставлять мэйнстриму гранжевикам стало нечего. Кобэйна чествуют как суперзвезду. После гига во Франкфурте на Майне 12-го ноября 91-го года восторженная толпа проносит Кобэйна на руках через весь зал.

Саунд Nirvana, Soundgarden, Melvins, Mudhoney, и TAD находит массу подражателей. Сиэтл становится культовым городом, в который съезжаются начинающие рок-коллективы в надежде, что тут их скорее заметят и подхватят. Группы «первого часа» потихоньку переползают к мэйджорским лэйблам. «Гранж», как и любая другая альтернативная культура вытащенная на рыночную площадь, теряет аутентичность и кредит доверия. Глянцевые молодёжные журналы разъясняют своим читателям, ботинки какой фирмы лучше всего подходят к клетчатой рубашке самой модной расцветки. Появляется и культовый фильм поколения «гранж» - ”Singles” режиссёра Кэмерона Кроу.

Самым негативным последствием этой моды стало то, что главный наркотик рок-субкультуры 80-ых - кокаин, сменяет куда более опасный героин. Почти все звёзды гранж-сцены сидели на игле, а с ними их друзья и подружки. Наркотики и неожиданная слава сломили Кобэйна.

8-го апреля 94-го он застрелился в собственной квартире. Друг Кобэйна лидер группы Soundgarden Крис Корнелл посвятил ему эту песню "Black hole sun".